Сайт Лизуновой Александры Александровны

Портфолио


Семь футов под килем!

Школьная жизнь…Только подумайте, как нам повезло! Такое привычное сочетание слов «школьная жизнь», заставило задуматься… а ведь действительно, работая в школе, мы, как будто, проживаем еще одну полноценную жизнь. И больше никому этого не дано: врач не скажет – «больничная жизнь», нет «магазинной жизни» и «банковской»… В самом языке уже заложена суть: Школа – Жизнь (особенная). И эта жизнь всегда так стремительна, что порой нет даже времени осознать уже пройденные этапы. Конечно, в конце каждой четверти, года, отчитываясь по мероприятиям, педагог сдает множество официальных бумаг, но это все не то… Я поняла это, когда, готовясь к конкурсу, начала наедине с собой анализировать свою «вторую жизнь». Это так ценно, по-настоящему, не по форме, а по совести остановиться, задуматься: «Где я, какое занимаю место в профессии?», «С кем я, кто мои единомышленники?», «Не отступилась ли я от своих целей и принципов?», «Есть ли он, настоящий результат работы?»…

Очень просто в суматохе дней «потеряться», дать себе поблажку, пойти по простому пути, очень сложно не терять из виду свою путеводную звезду. Особенно это важно, для учителя. Я сама должна быть тверда в своих жизненных принципах, чтобы иметь право учить. Ведь, согласитесь, держа бинокль дрожащими руками, мало что можно увидеть. Тем более, что работая с детьми, у нас нет права на ошибку.

Очень лаконичное и мудрое замечание я встретила, читая работу педагогов Казани: « Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены – так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них, и любить их, и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей – благородный и отзывчивый – к нему идем всю жизнь».

Именно поэтому в своей работе я следую трем основным принципам.

Во-первых(и это главное мое убеждение), я уверена, что (берусь в какой-то степени противоречить Джону Локку!) ребенок – не tabula rasa, а кладезь возможностей. Своей задачей я вижу – как можно полнее эти возможности раскрыть, и даже не это главное , главное – убедить ребенка: он – кладезь возможностей! Уверенность в себе играет немаловажную роль в становлении личности.

На каждом своем уроке, я преследую эту цель. «Заставляю» доказывать «аксиомы» русского языка, внушаю, что для человека нет непосильных задач. И у ребят получается! Если по данному вопросу не существует правила, мы обратимся к истории языка, если и там не найдем ответа, обратимся к «чудесам» мнемотехники. И всего только.

На уроках русского языка, литературы, истории, обществознания я стараюсь выявить как можно больше способностей: это, как основополагающее – интеллектуальное развитие, а также актерское, сценическое мастерство, декламация, умение участвовать в дебатах, умение создавать и защищать проекты, умение отстаивать свою точку зрения, не бояться ошибки, любознательность, открытость, смелость суждений, желание «во всем дойти до самой сути»…

Только начиная педагогическую деятельность, я боялась поставить ребенка в тупик, задать «слишком сложный» вопрос. Но вскоре поняла, что, чем больше ребенок получает в готовом виде, тем губительнее для него; но самое интересное мое открытие – для детей не бывает «слишком сложных» вопросов. Главное – доброжелательное, ненавязчивое «сопровождение» со стороны учителя.

Постепенно приоритетным для меня стало проблемное обучение. Разбудив в детях природную любознательность и уверенность в своих возможностях, я приобрела союзников, любящих предмет.

Во-вторых, доказав, что ребенок – кладезь возможностей, необходимо дать «инструменты» - как же этими возможностями пользоваться?

Иными словами теорию нужно связать с практикой. Сначала ребята удивлялись моим вопросам: «Зачем мы учим это правило?», «Где нам в жизни может пригодиться морфемный разбор?», «Для чего нам знание опознавательных признаков орфограмм?», «Почему важно уметь составлять план текста?» и так далее. Но зарождающаяся убежденность в том, что мы можем найти ответ на любой вопрос, заставляла моих ребят размышлять. Конечно, сначала в классе шок и молчание. Здесь главное не потерять веру в ребенка – он все может… и вот уже кто-то поднимает руку, появляются первые догадки.

Не углубляясь в частности, скажу лишь: доказывая вместе с детьми на уроках, что нахождение орфограммы – это метапредметное умение поиска, классификации, составление плана – умении видеть главное, унифицировать, работа над сочинением – развитие творческих способностей и так далее и тому подобное, не говоря уже о том, что русский язык «предмет предметов», мне удается достигнуть осознанного отношения к русскому языку.

В - третьих, это необходимость личного положительного примера. Руководствуясь девизом:

Пой так, как будто тебя никто не слышит,

Танцуй так, как будто тебя никто не видит,

Работай так, как будто тебе не нужно денег,

Живи так, как будто на Земле – Рай!

я стараюсь и детям передать это чувство внутренней свободы, смелости, уверенность в том, что каждый может найти по-настоящему «его» комфортное место в жизни, главное – все зависит только от тебя, от твоего внутреннего позитивного настроя.

Раскрывая возможности в ребенке, мы, словно из массива дерева (тяжело, каждый раз приступая с новой стороны) создаем корабль; связывая теорию с практикой, или иначе говоря, вооружая ребенка метапредметными умениями, мы спускаем наш корабль на воду; ну и остается самое главное – самому вступить на борт, своим собственным примером показать, что на таком корабле можно уверенно плыть, преодолевая шторм и бурю!